Путешествие в Мцхета достопримечательности может быть интересно всем, а удобно совершается для тех кто приехал в Тбилиси. В этом туре Мцхета достопримечательности можно делать ночевки с возвращением в Тбилиси, и посмотреть все желаемые места за несколько дней. Все Достопримечательности Грузии здесь, а туры по Грузии здесь в них можно посмотреть все эти интересные места и не только!
Мцхета достопримечательности — Тианети древняя столица Картлийского царства. Основана во 2-й половине 1 тысячелетия до н. э. По преданию город основал легендарный Мцхетос. «После смерти царя Картлоса его жена разделила земли между сыновьями. Среди них старший Мцхетос — поселился в месте стока рек Арагви и Мтквари (Кура), построил город и назвал его своим именем». На сегодняшний день является административным центром края Мцхета-Мтианети. Город расположен в нескольких километрах севернее Тбилиси, при впадении реки Арагви в реку Кура. Население составляет 7 423 человек (данные на 1 января 2005 года). До окончания строительства собора Самеба в Мцхете находилась кафедра Патриарха Грузии.
Здесь располагаются остатки укреплённых резиденций Армазской крепости (Армазцихе), городских кварталов, могильники, а также комплекс монастыря Самтавро (главный храм XI века) и кафедральный собор Светицховели. Близ Мцхеты находятся один из древнейших в стране монастырский храм Джвари (VI век), Шио-Мгвимский монастырь. Памятники культуры региона находятся под охраной ЮНЕСКО и относятся к всемирному наследию.
Тианети — небольшой город, который расположен в долине горной реки Иори, впадающей в Мингечаурское водохранилище (водохранилище в Азербайджане). Находится Тианети в 79 километрах северней Тбилиси, если едем смотреть тур Мцхета достопримечательности, обязательно заезжаем сюда. В далеком прошлом он был столицей Кахетинского царства и являлся его центром — западная граница проходила по реке Арагви, а восточная — через Телави. В настоящее время границы Тианети немного сместились, но все же этот район по прежнему стоит принимать как кахетинский. В Тианети находится краеведческий музей.
Один из главных православных грузинских храмов, и тур Мцхета достопримечательности – кафедральный собор Светицховели. был построен в XI веке (1010- 1029 г .г.) на месте первой в Грузии христианской церкви Двенадцати Апостолов, сооруженный в IV веке. С возникновением этой церкви связано религиозное предание, связанное с принятием Грузией христианства.
Предание повествует о жителе Мцхеты Элиозе, который, будучи в Иерусалиме, добыл Хитон Иисуса Христа. Сестра Элиоза – Сидония — умерла сразу же, прикоснувшись к хитону. Ее и похоронили, завернутой в него. Вскоре на могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господен, кедр срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась, повиснув в воздухе. Крестительница Грузии Святая Нино молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место и…замироточил. Чудесное миро излечивало больных от тяжких недугов. Отсюда и пошло наименование храма – Светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии — Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября).
В XI веке католикос Грузии Мелхиседек начал строительство нового патриаршего храма на месте старой церкви. С этим строительством тоже связано одно предание. «Для возведения храма был приглашен зодчий Арсукисдзе. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели». Впрочем, вероятно, что этот факт все же имел место, так как над одной из арок фасада собора, действительно, помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».
Светицховели – грандиозный собор крестово-купольного плана. От высокого крестообразного фасада симметрично с двух сторон отходят приделы, украшенные арочными рельефами. За фасадом, как бы вторым ярусом поднимается основное здание собора. Оно прямоугольное в плане и в середине его возвышается граненый барабан, увенчанный остроконечным куполом с 16 окнами. Фасады храма украшены каменной резьбой, характерной для грузинской архитектуры конца X — начала XI веков. Арки обрамляют оконные проемы, резные рельефы и ниши. Среди рельефов на стенах храма можно видеть фигуры летящих ангелов — фрагменты предыдущего храма, выстроенного в I V веке.
Интересной деталью в росписи арки вокруг «животворящего столба» является широко известное в кругах уфологов изображение НЛО: смотрим в правом верхнем углу — летающая тарелка с «лицом в иллюминаторе».
Карнизы и обрамления окон сплошь покрыты резным рельефным орнаментом, который с другими декоративными украшениями гармонично сливается в общий архитектурно-художественный образ всего здания.
Интерьер храма прост и полон света. Фрагменты росписи, сохранившейся на стенах храма, выполнены в основном в XVI-XVII веках. Во фрагментах фресок можно увидеть сцены из легенды о хитоне Господнем, связанной со строительством храма Светицховели.
Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столп».
Перед алтарем находится захоронение грузинских царей, в том числе Вахтанга Горгасали – основателя Тбилиси, Ираклия II – царя Кахетии, царей династии Багратиони и других.
За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали и реставрировали, это еще одна причина почему это место в туре Мцхета достопримечательности, является обязательным для посещения. Самая значительная реконструкция была проведена сначала в XV веке, когда купол собора и приобрел свой нынешний вид, а затем в XVII веке, когда был установлен существующий шатер купола, проведен ремонт, побелены внутренние стены храма. Но в целом Свеицховели все же сохранил тот благородный облик, который придал ему в 1029 году зодчий Арсукидзе.
Комплекс из Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря святой Нины расположен при слиянии рек Мтквари и Арагви (г. Мцхета, Грузия). Монастырь находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского.
Церковь построена в IV веке царём Мирианом. Обращение Грузии (Иберии) тесно связано с равноапостольной, каппадокийской девой св. Нино, собравшей грузинский народ и приведшей его к Богу. В этих местах находится «ежевичник» (Маквловани), где св. Нино проповедовала христианство, свет которого озарил всю Грузию, в связи с чем в 324 году христианство было объявлено государственной религией во времена святых царей Мириана и Наны. Ежевичник св. Нино, как источник духовной благодати, находит аналог в Библии, в «неопалимой купине» Моисея. По выражению Святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Илии: «По Божественному пути Андрея Первозванного и Симеона Кананита, следующий путь св. Нино, или дорога дорог каждого грузина и путь этот есть Свет Христов». Известно, что на протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни и духовного подвига. Совершая тур Мцхета достопримечательности, Самтавро включаем по желанию туристов.
«Картлис цховреба», словами св. царя Мириана говорит: «и построил церковь на этом «ежевичнике» (подразумевается малая церковь в Маквловани), и построил верхнюю церковь (Самтавро) для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь (Светицховели) назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её».
После преставления св. Нино, вернувшийся из Бодбе равноапостольный царь Мириан пожелал выстроить храм Самтавро: «пошли царь и весь народ, и строили верхнюю церковь из камня и закончили на четвёртом году.» Участие «всего народа», желание царя и четыре года строительства это признак того, что храм был довольно масштабный. После царя Мириана, Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. В первой половине XI века, во времена царствования Георгия I, по указу католикоса Мелхиседека храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом. Также украсили храмовый интерьер. В храме Самтавро находится множество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, чудотворная икона святой Нины, пожертвованная из Санкт-Петербурга царём Георгием XII своим внукам в 1870 году, могилы святых царей Мириана и Наны, мощи святого Абибоса Некресского (находятся под престолом в алтаре), мощи святого Шио Мгвимского, часть камня с могилы святой Нины из Бодбе и другие реликвии.
В 1990-е годы, по благословению Патриарха всея Грузии Илии II в башне царя Мириана жил знаменитый грузинский монах архимандрит Гавриил.
Рядом с г. Мцхета, на вершине горы, у слияния рек Куры и Арагви, стоит один из великолепных памятников Грузинской архитектуры — монастырь Джвари (в переводе досл. — Крест). Сразу после принятия Христианской веры царь Мириан на этом месте создал высокий деревянный (из виноградной лозы) крест, которого боготворили и другие Кавказские христианские национальности. Эрисмтавари (титул – груз. перевод дословно, «глава людей») Картли — Гуарамм, рядом с Крестом построил маленькую церковь, которую сегодня называют «Мцире Джвари» (Малый Крест). Из-за своих малых размеров в этой церкви не умещались и поэтому в 567-604гг. сын Гуарамма Эрисмтавари Стефаноз I рядом малой церковью построил большой храм — сегодняшний Джвари. Его построили так, что высокий деревянный Крест, воздвигнутый царем Мириани, был помещен внутри храма. (Пьедестал Креста сохранился до наших дней). Наблюдать с Джавари за Арагви и Кура, просто одно удовольствие. Также видна будет Мцхета достопримечательности, практически как с высоты птичьего полета.
По форме храм представляет собой немножко удлиненный крест, плечи которого заканчиваются апсидами. Центр храма представляет из себя квадрат, над которым, на 8 граном барабане установлен купол. Позже старая и новая церкви были объединены соединяющим преддверием. Сам монастырь не большой (его размеры 22м х 19м, высота 25м.), но он оставляет впечатление монумента. Отделка фасада исполнена хорошо заточенными камнями розово-песочного цвета. Джвари в Мцхета, это первый образец церквей формы креста. Он представляет новый уровень скульптурного украшения в зодчестве. Расположение фигурных рельефов основывается на глубоком мышлении.
Это первый пример в средневековой грузинской церковной архитектуре, в которой образ фасада приобретает значение независимой, умышленно спланированной, художественной задачи. В последствии это станет характерной чертой в грузинской архитектуре. Другие сооружения (башня, ограда) существующие во круг монастыря построены более поздно. На фресках, на стене монастыря изображены как религиозные так и исторические лица. Здесь также увидите древние письменности. В Грузии нет другого такого популярного исторического памятника как Джвари. Множество культовых сооружений, как в Грузии, так и за ее пределами, повторяют архитектуру Джвари, но не существует более раннего и полноценного храма формы креста, чем он. Это место совершая тур Мцхета достопримечательности посещаем обязательно, оно очень нравиться всем гостям.
Шио-Мгвимский монастырь — средневековый монашеский архитектурный комплекс в Грузии, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от грузинской столицы Тбилиси.
Согласно исторической традиции, первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио).
Самая первая постройка — храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.
Верхняя церковь (Земо Эклесия) названная в честь Божией Матери является центральной частью Шио-Мгвимский монастыря и построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году, как базилика.
Трапезная построена между XII и XVII веками и соединена переходом с пещерой святого Шио. Небольшая часовня XII века, украшенная средневековыми фресками стоит отдельно на близлежащем холме.
Монастырь был несколько изменен в XI и XVIII веках, но во многом сохранил свою первоначальную архитектуру.
Археологическая экспедиция 1937 года показала, что воду монашеской общине поставлял 2 километровый водопровод протянутый из соседней деревни Схалтба и упомянутый в летописи 1202 года, как построенный епископом Антоном из Чкондиди, министром царицы Тамары. Интересное место, но при туре Мцхета достопримечательности посещается по желанию, не являясь обязательной программой.
Одно из древнейших сооружений Грузинского зодчества — монастырь Зедазени расположена на северо-восток г. Мцхета, на левом берегу реки Арагви на склоне горы, недалеко от развалин Зедазенской крепости, Мцхета достопримечательности. Его основал Ассирийский Отец Иоанн (один из 13 Ассирийских Отцов — Иоанн Зедазнийский) в 40-вых годах VI в, над его могилой потом было построена небольшая церковь. Из сооружений монастырского комплекса осталась трех-нефная базилика названный в честь св. Иоанна Крестителя, которую построил Каталикос Клементос к концу VIII в на место той небольшой церкви. Кладка стен из тесанного камня.
Вход в храм с юга. В восточной части расположен алтарь, здесь под подковообразным каменным пологом погребен настоятель Иоанн Зедазенский (501 – 531 г). Сохраненные и дошедшие до наших дней фрагменты фрески на стенах датируются XVII в. У Зедазенской церкви находится источник, воды из этого источника скапливается в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, — пишет царевич Вахушти, — струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги».
За время своего существования монастырь несколько раз на долго пустовал. Последний раз на этом месте монастырская жизнь и церковные богослужения восстановились в 1990-ых годах. Строения входящие на сегодняшний день в монастырский комплекс это: базилика (VIII в), колокольня (XVIII в.), келья и останки от каменной ограды.
Крепость Ананури расположена в Грузии на Военно-Грузинской дороге в 70 км от Тбилиси там, где вливается в Арагви небольшая река Ведзатхеви. Ананури служила главным опорным пунктом для грозных арагвских эриставов, правителей этого края. Крепость относится к ранней феодальной эпохе и служила форпостом обороны, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья. Резиденцией эриставства в XVII был город Душети. Главная дорога из Душети на север проходила через узкое ущелье Ведзатхеви, и при слиянии этой реки с рекой Арагви создавались естественные ворота. На таком удачном месте эриставы воздвигли сначала башню, а спустя некоторое время — крепость Ананури, которая стала надежным укреплением.
Известно, что крепость защищала центральную часть эриставства, при нападениях она прикрывала отступление в горы, как местных жителей, так и населения центральных частей страны.
Первые сведения о событиях, касавшихся Ананури, можно найти у историка Вахушти, в описаниях вражды эриставов друг с другом в XVIII в. Ананури играет немалую роль и в начальные годы XIX века, после присоединения Грузии к России. Первое время здесь постоянно находился русский гарнизон. Он охранял главную магистраль, соединяющую Грузию с Россией и поддерживал порядок в крае. В 1812 г. горцы подняли восстание, однако овладеть крепостью им не удалось. Высланное подкрепление из Тбилиси жестоко подавило восстание. В дальнейшем Ананури некоторое время еще служил опорным пунктом русским войскам. Предполагалось даже построить здесь военный городок, был разработан даже проект, который так и не был осуществлен.
Сейчас от грозного замка осталась лишь цитадель. На ее территории расположено три храма и башня с пирамидальной крышей — самая первая постройка на месте крепости.
Крепость Ананури — ансамбль грузинского зодчества, является одним из лучших памятников зодчества ранней феодальной Грузии. Здесь собраны сооружения культового, военного и гражданского характера. Согласно надписи, которая имеется на южной стене главного храма ансамбля, строительство церкви в 1689 г. завершил мсаджултухуцеси (главный судья) Бардзим. Все четыре фасада храма украшены замечательными образами грузинских орнаментов. Консервационные работы проведенные в 2004 г. в интерьере храма выявили интересные образы настенной живописи.
Замок Ананури предложен к включению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и обязателен для посещения в тур Мцхета достопримечательности.
В IV веке царь Бакар, сын первого христианского царя Мириана основал епископальную церковь Цилкани, которая в дальнейшем стала кафедральной. Расположена она в селе Цилкани, в 15 км-ах от г. Мцхета. Это один из первых мест где было где началось распространение христианской религии. В комплексе входят храм Богородицы и крепость 8-го века. На месте нынешнего храма во время царя Вахтанга Горгасали (V век) была построена трех невная базилика, которую в VII веке переделали в купольный храм.
В дальнейшем храм несколько раз обновляли. Храм объединяет з типа сооружений разных времен: церковь парадного типа (конец IV века), трех нефная базилика (V-VIII века) и купольный храм. К концу XIX века храм отреставрировали. В интерьере сохранены фрагменты фресок и лапидарные надписи. В VI веке в Цилкани вел свою деятельность Иессей (Иесе) Цилкнели, святой епископ Цилканский, один из Ассирийских отцов. Он был инициатором строительства поливочного канала «Цилкнис Ру» (Ручей Цилкани).
Храм Пресвятой Троицы Гергети, этот замечательный памятник Грузинского зодчества находится в епархии Стефанцминда и Хеви, на севере Стефанцминда, на правом берегу Чхери (приьок Терека), у подножья горы Мкинварцвери (так называют в Грузии вершину Казбег, досл. перев. — «Гора с ледяной вершиной» высота 5034 метра над уровнем моря), на вершине горы высотой 2200 м над уровнем моря. Согласно источникам и архитектурного стиля Пресвятая Троица возведена как монастырский комплекс в восходящий период Грузинской церкви в XIV веке. До наших дней сохранились ограниченный каменной оградой купольный храм Пресвятой Троицы и колокольня, которая построена позднее (16-ый век). На южном фасаде храма находится пристройка, место для совещаний, где по древнейшим горным традициям, собирались старейшие, для обсуждения и принятия важнейших вопросов и решений.
Существует праздник Гергетоба, в июле месяце, во время которого здесь собираются толпы народа. Во время нашествия на Тбилиси персов (1795 год) в Гергети укрывали крест святой Нины. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов и обязательно включается в тур Мцхета достопримечательности.
Храм хорошо видно из Степанцминды и вообще с Военно-Грузинской дороги. Перспектива лезть на крутую гору выглядит жутковато, но на деле подъем занимает около часа.
Шатили, это один из блестящих и уникальных памятников Грузинского строительного ремесла. Деревня построенная на скале, одновременно являлась и жилой и крепостью. На протяжении веков она охраняла горные переправы Грузии с севера. (На данный момент крепость заново восстановлена). Деревня состоит из туго прилегающих к друг другу рядов домов-крепостей и создается единая, неприступная, защитная стена, которая надежно закрывает деревню. С внешним миром Шатили связана единственной узкой дорогой, проходящей через ущелье Аргун.
По типу застройки Шатили представляет собой террасы, основной тип зданий дома с плоскими крышами и жилые башни. Застройка представляет собой единый укреплённый комплекс из жилых строений и 60 оборонительных башен. В деревне между домами, на всю высоту поднимается узкая каменная лестница. Где-то даже сохранены переправы собранные из костей и уложенные сверху деревянными досками. С помощью этих переправ, в случае вторжения врагов, возможно было бегать по всей деревне не выходя на улицу.
Древний храм, включаем его тоже в предложенные туры и в тур Мцхета достопримечательности, как интересный объект для посещения.
Оставьте нам заявку на любой тур или пожелания по отдыху в Грузии