Достопримечательности Картли, или если полностью говорить Шида-Картли, это наличие древних храмов и монастырей. Очень древнего скального города Уплисцихе и несколько крепостей. Кроме основных объектов мирового значения множество интересных мест, которые можно посетить путешествуя по достопримечательностям Картли. Все Достопримечательности Грузии здесь, а туры по Грузии здесь в них можно посмотреть все эти интересные места и не только!
В 10 км от Гори, на берегу реки Куры находится один из редчайших памятников в мире — древнейший город-крепость Уплисцихе, высеченный в вулканических скалах хребта Квернаки. Впервые он упоминается в летописи I в. до н. э., а своего расцвета достиг к IX-X в.в.
Еще издалека этот причудливый скальный город завораживает своим необычным видом. Словно гигантские поры на скалах зияют пещерные гроты, внутри которых когда-то кипела жизнь. Здесь были когда-то огромные величественные залы, храмы, жилища, соединенные меж собой извилистыми улицами-коридорами. Трудно поверить, что эта грандиозная титаническая работа по созданию целого города из каменной тверди – всего лишь творение человеческих рук.
В скале были высечены несколько сотен разных сооружений — храмов, общественных зданий, домов, улиц, площадей и т.д. Несмотря на нестандартное строительство здания в Уплисцихе в точности повторяют образцы наземной архитектуры: с колоннами, пилястрами, капителями, арками, сводами и т.д. Город был окружен защитным рвом, обходящим город с востока и севера. Уплисцихе имел четыре входа, ориентированных по странам света.
В пещерном городе сохранился выдающийся двухколонный «зал приемов царицы Тамары», с арочными нишами и огромными пилонами. Он выделяется своими размерами, совершенством технического исполнения и изяществом архитектурных форм. Целыми остались некоторые жилые помещения, винохранилища, части храмов и крепостных стен, потайной подземный тоннель, посредством которого Уплисцихе снабжался водой.
Уплисцихе был культовым храмовым городом, крупным языческим центром до принятия Грузией христианства ( IV в.). Здесь проходили всевозможные языческие ритуалы, совершались жертвоприношения. Затем здесь стали строить христианские церкви.
В XIII в. в результате опустошительного нашествия орд Чингиз-Хана на Грузию, Уплисцихе окончательно пал.
В XIX веке Уплисцихе полностью покрылся слоем земли и песка. Понадобились большой труд и чрезвычайные усилия многих специалистов по его раскопке, расчистке, укреплению, реставрации и изучению этого выдающегося памятника в истории грузинской культуры, занесённого в фонд охраны исторических памятников ЮНЕСКО.
Монастырь Бетания в честь рождества Пресвятой Богородицы, более известный как Грузинская Бетания — мужской монастырь Мцхета-Тбилисской епархии Грузинской православной церкви. В XI в. обитель уже существовала как специально построенная усыпальница представителей крупного феодального семейства Орбели. До настоящего момента на территории монастыря сохранилась большая крестово-купольная церковь, посвященная Пресвятой Богородице и украшенная росписью. С запада к ней примыкает маленькая зальная церковь, возведенная в 1196 г. во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Еще сохранился широкий арочный проезд в нижнем этаже башни, которая одновременно являлась и колокольней. Храм в Бетании, предположительно, был построен на рубеже XII—XIII вв. (во время царствования Тамар) — на месте более древнего храма, относящегося к XI или даже X в.
Добраться до храма можно двумя дорогами. Пешком через лес, свернув с автострады Тбилиси-Цалка, либо на машине. Пеший маршрут тянется на 12 км и занимает около 3 часов.
Древнейший грузинский храм в форме базилики. Находится в селе Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли.
Постройка начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика в стране. В храме найдены одни из самых древних надписей на грузинском языке. Храм возведен на трехступенчатом цоколе. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. Центральный неф имел коробовой свод, а боковые — полукоробовой. С севера и юга были устроены галереи с большей кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня. Восточная алтарная часть имеет полуцилиндрический выступ.
Внешние декоративные украшения почти отсутствуют, формы грузны и приземисты. Сложен из крупных квадров зеленоватого камня. Западный и восточный фасады монументально строги и лаконичны. Северный и южный фасады оживляются арками открытых боковых галерей. Интерьер храма формируется рядами крестообразных в сечении колонн. Крупные ясные и четкие формы придают внутреннему пространству монументальный характер. Резные каменные капители колонн и пилястр украшены изображениями животных и деревьев, а также содержат линейный орнамент в виде двойных арочек. Сюжеты изображений, видимо, связаны с символикой раннего христианства, но возможна и связь с древними местными культами. В трактовке форм прослеживается связь с искусством Ирана и Сирии, а также связь с местными традициями резьбы по дереву.
В округе деревушки Эртацминда расположена одноименная церковь в честь святого Евстафия. Внутреннее убранство храма состоит из фресочных сюжетов из жизни святого. Большой крест на фасаде здания является украшением 12-векового сооружения с четырех сторон.
Метехский храм XII века изначально был церковью грузинских правителей. В течение веков святыня была несколько раз разрушена, а затем восстанавливалась. В настоящее время церковь открыта к посещению всех путешественников, которые решили посетить святые места Грузии.
Одним из самых величественных соборов Грузии является храм Баграти. Хотя его возведение и датируют X веком, несколькими столетиями позже святыня была полностью разрушена. Восстановление собора Баграти началось в 2007 году и длилось до 2012 г.
Среди самых грандиозных религиозных сооружений особой неповторимостью славится собор Свети-Цховели. Пол 1000-летненго храма вымощен надгробными плитами самых древних правителей Грузии. Это потрясающее здание с многовековой историей является одной из главных святынь христианского народа Грузии.
Кафедральный храм Манглиси — один из древнейших центров Христианства в Грузии. По сведениям летописей церковь тут была построена уже при царе Мириане (IVв), т.е. в эпоху принятия Грузией христианства. Летопись повествует, что в манглисском храме хранились гвозди и подножная доска креста, на котором был распят Христос. Они были якобы присланы византийским кесарем Константином первому грузинскому царю христианину — Мириану. В V веке при царе Вахтанге Горгасале Манглиси становится кафедралом. Уже в VI-VII веках манглисская святыня была настолько знаменита, что ей приходили поклониться не только из Грузии, но и из Армении, о чем свидетельствуют армянские исторические источники. В VI веке Манглиси становится одним из самых значительных городов Картли. В этом же веке на месте старой маленькой церкви была возведена новая купольная церковь.
В XI веке храм был основательно перестроен, причем восточную апсиду выдвинули вперед, вследствие чего храм значительно увеличился. Старый купол был заменен новым. Вместе с куполом Никорцминдского храма это единственный купол XI века, дошедший до наших дней в первоначальном виде.
В начале XI века храм был полностью расписан фресками. Роспись в настоящее время сохранилась только в куполе и представляет собой один из значительных образцов грузинской средневековой стенной живописи.
Памятник сохранил множество надписей. Они сообщают, что храм был перестроен при царе Георгии I (1014-1027). Так как храм многократно восстанавливался и заново освящался, первоначально возведенный во имя креста, позднее называется также храмом Успения Богоматери. В XVII веке епископ Арсений обновил ограду памятника и отремонтировал храм. В XVIII веке по сведениям царевича Вахушти, храм все еще функционировал. В 1852 году памятник отремонтировали, а стены внутри заштукатурили.
Монастырский комплекс XII—XIII вв. в Грузии. Памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Марнеульском районе провинции Квемо Картли, на левом берегу реки Шулавери, примерно в трёх километрах от села Церакви. Монастырь включает постройки: храм Успения Богородицы (XII-XIII века), колокольня, храм Святого Георгия (позднее средневековье), винный погреб и др.
Монастырь Питарети расположен в регионе Квемо Картли, в муниципалитете Тетрицкаро, в ущелий и окружен лесами, в долине реки Храми. Он был построен в XIII веке и известен из за уникальных барельефов. Фрески сохранились в плохом состоянии и видны лишь фрагменты. К монастырю добраться можно только на джипе. Монастырь был родовой усыпальницей князей Орбелиани и Бараташвили.
Главным строением комплекса является Пресвятой Богоматери — один из лучших образцов грузинской культовой купольной архитектуры в период царствования царя Георгия. Он украшен великим числом мастерски изогнутых каменных орнаментов, а в его интерьере сохранились фрески различных периодов. Храм был заброшен ещё очень давно, но в настоящее время фрески находятся в отреставрированном и защищённом состоянии. Выдающийся монастырь на протяжении всего начала XVIII-го столетия был закрыт насовсем в 1731 году после многочисленных вторжений. Здание тогда впало в постепенный распад. Землетрясения и неровное проседание фундамента было причиной разрушения каменной кладки и важных фресок XV-го века, уязвимым к протеканиям воды. Разрушительное землетрясение в 1988 повредило купол, монолитное строение крыши, и каменные мемориальные доски. Политический переворот 1990-х повлёк за собой оставление деревни и потерю постоянного человеческого присутствия в этих местах. Сейчас грузинское правительство надеется привести Питарети в прежнее состояние.
Дманисский Сиони — это один из пяти сионских храмов Грузии 6-7 веков. Сейчас он располагается на территории где ранее располагался древний город. В сохранившихся обломках древности еще проглядываются фрагменты росписи , которые относятся прямиком к периоду владычества Гуоргия 4 Лаши. Также из летописей мы знаем что здесь в Дманисском Сионе захоронен царь Вахтанг 3 которые жил с 1298 года по приблизительно 1302 или 1308 года.
Дманисский район и туры проводимые по нему, могут быть включены в многодневные маршруты и экскурсии по Грузии, а также в однодневные поездки по всей Грузии. Читать больше про экскурсии по этому району и области Картли.
Дманиси — важнейший памятник культурного наследия, научное изучение которого началось с первой половины XX века. Музей расположен на участке археологических раскопок, где одновременно представлены культурные пласты трех эпох: каменного века, бронзового и средневековья. Посетители музея смогут осмотреть найденные в результате археологических раскопок в Дманиси предметы, в их числе реконструированные муляжи первых европейцев — Мзии и Зезвы. Как заявил генеральный директор Национального музея Давид Лордкипанидзе, Дманисский музей — первый в Грузии, в котором посетитель может наблюдать за археологическими работами, стать возможным участником новых находок и получить новейшую информацию о научном открытии.
Согласно традиционным представлениям палеоантропологов, первые выходцы из Африки были высокими людьми с крупным головным мозгом, умевшие изготавливать сложные каменные орудия. 1 млн. лет назад они отправились из Африки на север. По мнению ученых, ископаемые находки в Грузии опровергают эти предположения. Возраст обнаруженных здесь окаменелостей гоминид на полмиллиона лет больше, чем возраст самых древних из известных до сих пор ископаемых остатков гоминид за пределами Африки. Находки вновь поднимают вопрос о причинах, побудивших древних людей покинуть свою историческую родину. Кроме того, они предоставляют ученым редкую возможность изучить жизнь целой популяции древнейших представителей рода Homo.
Раскопки на территории средневекового города Дманиси, в Дманисском районе фотография начались в начале 1990-х годов, и с тех пор там обнаружено множество останков предшественников человека и других находок. Однако прежде в распоряжении ученых находились преимущественно черепа и челюсти, по которым нельзя было составить представления об облике предков человека, обитавших в этом районе. В настоящее же время археологи располагают несколькими фрагментами скелета молодой особи. Сопоставив их с черепом и челюстями трех взрослых особей, ученые пришли к выводу: эти образцы — одни из древнейших, обнаруженных за пределами Африканского континента.
Найденные останки сочетают черты самых примитивных и более развитых предков человека. Во многих отношениях кости походят на строение homo erectus (человек прямоходящий) — вида, который, как считается, был одним из предшественников homo sapiens, — непосредственного предка современного человека, и появился в Африке около 2 млн. лет назад. Позже homo erectus населили Европу и большую часть Азии.
Позвоночник и нижние конечности скелетов крайне похожи на человеческие и указывают на то, что их обладатели были приспособлены к переходам на большие расстояния. Незначительная разница в размерах самцов и самок также сближает их с homo erectus и homo sapiens. Тем не менее относительно небольшой размер черепной коробки и примитивные верхние конечности роднят их с homo habilis (человек умелый) — видом, который, по мнению ученых, предшествовал homo erectus, и даже с австралопитеком — крупной человекообразной обезьяной, появившейся в Африке около 4 млн. лет назад.
Автором проекта полевого музея является известный французский архитектор Жан Франсуа Милу. Образовательный центр Национального музея предлагает туристам, ученикам школ специальные туры.
Малоизвестный грузинский монастырь в Каспском районе. Причем он мало известен не только в мире, но и в самой Грузии, и причиной тому его труднодоступность. На настоящий момент до него можно добраться только на своей машине или пешком. Причем все равно придется пройти ногами с пару километров.
Ркони – один из многих сотен монастырей в триалетских ущельях. Другими аналогичными являются Кватахеви, Дзами и монастыри около Атени. Сюда люди уходили с равнин во время вражеских нашествий. Он специально построен так, чтобы до него было трудно добраться. Сам монастырь имеет вид базилики и построен в VII веке, возможно, еще до арабского нашествия. В XIII веке были пристроены еще две зальные церкви, и уже сильно позже была построена трапезная и знаменитый рконский мост. Кстати, мостов было два, судя по всему. От второго остался только небольшой кусочек. Сохранились остатки башен и стен, так что монастырь был, видимо, серьезно укреплен. Колокольня у монастыря тоже построена очень поздно.
Рконский мост – известное в определенных кругах сооружение, построенное предположительно в эпоху царицы Тамары. Это узкий арочный каменный мост, он очень сильно напоминает тот, на котором Гэндальф воевал с Барлогом. Таких мостов сейчас в Грузии единицы.
А проложен этот мост через красивейшую реку Тедзами.
Средневековый грузинский православный монастырь в Шида Картли, Грузия, 55 км к западу от Тбилиси.
Монастырский комплекс Кватахеви находится вблизи деревни Кавтисхеви в конце ущелья, срезанного потоком, в северных склонах Триалетского хребта, защищенный с трех сторон крутыми горными склонами. Он основан в XII—XIII веках, и напоминает монастыри грузинской Бетании и Питарети своими архитектурными формами и украшением, отражая современный канон храмовой грузинской церковной архитектуры. В сечении храма — почти квадрат, с куполом, размещённым на двух свободно стоящих столбах и на двух столбах, спускающихся с карнизов алтаря. Внутреннее пространство церкви формируется пересечением крестообразного помещения и купола. Здание имеет два портала (входа), один — на юге, второй — на западе. Фасад покрыт мелко тесаными каменными белыми квадратными плитками. Украшение изобилует лепниной, особенно вокруг окон и основания купола; восточный фасад украшен большим витиеватым крестом.
Исторически, Кватахеви также был литературным центром, где было скопировано несколько рукописей. Он также обладал значительными сокровищами, средневековыми грузинскими ювелирными изделиями, значительная часть которых была впоследствии приобретена и в настоящее время выставлена в Москве в Государственном Историческом музее.
Монастырь был значительно поврежден во время нашествия Тимура на Грузию в XIV веке, но впоследствии был восстановлен практически полностью под патронажем князя Ивана Тарханова-Моуравова в 1854. Колокольня была добавлена в 1872.
Находится в одноименном селе Болнисского муниципалитета. Архитектурный памятник конца XVIII века. Возведен последней царицей Картли и Кахетии, Дареджан. Угли крепостной стены отмечены башнями цилиндрической формы. У крепости два входа и четыре этажа. Первый этаж представляет собой чисто оборонное помещение с множеством складов, предназначенных для оружия, а три остальных этажа вместе с оборонной функцией совмещали и жилищную. Крепость очень недолго послужила своим строителям и защитникам родины — в 1801 году Российская империя объявила о присоединении к ней восточной Грузии.
12 км о Гори в селе Атени (на месте одноименного древнего города) расположен один из прекрасных памятников грузинского зодчества – Атенский Сион, освященный в честь Богородицы. Храм был построен в начале VII века и представляет собой крестово-купольный храм, знаменитый своими фресками. Внешне он является архитектурной копией другого знаменитого памятника – монастыря Джвари в Мцхете. Снаружи храм, украшают каменные орнаменты. Некоторые из них выполнены при постройке храма, остальные при реконструкции во второй половине X в. Внутренняя поверхность храма украшена фресками религиозного содержания, изображения Рождества Богородицы и связанных с церковными праздником сюжетов. В национальном стиле выполнены изображения царей и местных феодалов. Стены богато оформлены росписью XI века.
Фасады храма украшены сложными рельефами с изображениями сцен охоты и жизни святых. В монастырском комплексе также сохранились: купольная церковь Орбелиани (VIII-IX века), церковь Цминда Гиорги (XI век), средневековая крепость Атенис-цихе.
На холме в центре Гори возвышается громадная многоуровневая средневековая крепость Горисцихе времён Давида Строителя. Историки предполагают, что она построена на месте более раннего, ещё античного укрепления. Отсюда хорошо виден весь город Гори в Грузии достопримечательности Картли. Крепость Гори очень живописная, к тому же она хорошо сохранилась.
Под крепостью расположилась скульптурная композиция. Несколько сидящих по кругу людей, по всей видимости, изображают врагов, которые пытались нападать на город. Они в одеждах разных эпох. У них поломано оружие, не хватает частей тел. На спине одного из них скульптором нарисованы символы: крест, полумесяц и звезда Давида.
Музей Иосифа Сталина в Гори— исторический музей в Грузии, посвященный жизни самого известного уроженца города.
Музей имеет три отдела, все они расположены в центральном районе города. Главный корпус — большое палаццо в сталинистском готическом стиле, строительство которого начато в 1951 году как местного музея истории, но вполне очевидно, то что он должен был стать мемориалом Сталину.
В экспозиции много вещей фактически или предположительно принадлежащих Сталину, включая часть его мебели из его рабочих кабинетов, подарков Сталину. Также представлено много иллюстраций, картин, документов, фотографий и газетных статей. Показ экспозиции заканчивается одной из двенадцати копий посмертной маски Сталина.
Перед главным музеем — дом, в котором Сталин родился и провёл первые четыре года жизни.
В музее представлен личный железнодорожный салон-вагон Сталина. Вагон использовался Сталиным с 1941 года, включая поездки на Ялтинскую Конференцию и Тегеранскую Конференцию. Этот вагон был передан музею Северо-Кавказской железной дорогой в 1985 году.
Первый храм на этом месте был построен предположительно в 472 году, при Вахтанге Горгасале. Он имел форму базилики и фрагменты его фундамента сейчас находятся под полом собора. В середине VI века один из ассирийских отцов, Исидор Самтависский, основал Самтависскую епархию. Вроде бы, он здесь же и похоронен, хотя самой могилы нигде не видно.
В 1025 было начато, и в 1030 году закончено строительство того собора, который мы видим в настоящее время. Выходит, что он строился одновременно с храмом Светицховели. На другом краю Европы в это же время строился киевский Софийский Собор. Строительством руководил Иларион Самтавнели — возможно, епископ. Есть версии о причастности того самого Арсукидзе, который строил Светицховели.
Впоследствии храм несколько раз ремонтировался. Около 1500 года рухнул купол, который пришлось отстраивать заново. Тогда же были немного переделаны западная, южная и северная стены. Поэтому сейчас на них нет всех тех орнаментов, что можно найти на восточной стороне.
Собственно собор представляет собой крестово-купольный храм, освященный во имя иконы Воскресения Господня, так что по русским понятиям это Вознесенский храм. Он интересен своей восточной стороной, где можно увидеть резной каменный крест и старинные надписи. Вокруг собора сейчас можно видеть фундаменты других храмов и хозяйственных построек, Малую Церковь, храмовую ограду и колокольню XVIII века. Территория внутри ограды используется как кладбище, там встречаются модерновые надгробия.
Внутри собора есть поздние фрески, но они мало выразительны. Кое-что в барабане купола и местами на стенах. Интерьер в целом скромный. В пол вмурованы могильные плиты — захоронены в основном князья Амилахвари и их родственники.
Храм имеет два опорных столба. Северный столб в нижней части немного развернут по часовой стрелке. Как так случилось и о чем это говорит — вопрос к архитекторам.
Основное сооружение — купольный кирпичный храм Святого Николая построен на грани XII – XIII веков, особенно замечательная роспись, которая является одним из величайших памятников средневекового грузинского искусства — среди сохранившихся росписей можно увидеть изображения ангела из «Благовещения», жен-мироносиц, прп. Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнели, св. Нины, вмч. Георгия, ктиторские портреты — царя Георгия III, царицы Тамар, царевича Георгия, Антония Сагирисдзе, первого министра царицы Тамар.
В настоящее время монастырь состоит из трех храмов, колокольни и руин различных второстепенных построек.
Фотографировать в храме запрещено, но фактически лишь ограничивают в использовании вспышки.
По своему значению была одной из самых главных крепостей и располагалась на пересечении двух основных дорог. Одна дорога идет из Западной Грузии через Сурамский перевал, а другая — из узкого Боржомского ущелья вдоль реки Куры. Об основании этой крепости почти ничего неизвестно, позднее она превратилась в замок, внутри которого возвели царский дворец и церковь.
С древних времен существует легенда о крепости. Как будто причина его нерушимости в том, что в стене заживо похоронен мальчик.
В 1742 году Гиви Амилахари, владетель центрального Картли, восстал против Ирана и поставил в Сурамской крепости своих людей. Иранский шах послал для расправы над восставшими свои войска, которые разорили многие крепости Картли, но потом отступили, даже не приблизившись к Сурами. Иранцы постоянно угрожали Гиви Амилахари, но не могли взять крепость, так как ее защитники всегда яростно и упорно сопротивлялись. Шах, изумленный неслыханным противодействием, послал своего художника, чтобы тот составил план Сурамской крепости.
Рассмотрев рисунок, шах приказал: Окружить эту крепость такой оградой, чтобы человек не смог бы ее перейти; кругом ограды расположить войско… Осаждаемые пусть дойдут до отчаяния, видя себя отрезанными от всего мира. Сурамскую крепость по приказанию шаха окружили большой стеной и кольцом войск, но защитники продолжали держаться. Осаждавшие подрывали крепость минами, и от взрывов, как пишет летописец, «половина крепости совсем разрушилась». Гиви Амилахари пришлось сдать крепость и сдаться самому. Шах щедро наградил свое победоносное войско, а Гиви Амилахари за мужественное сопротивление был великодушно прощен.
После захвата Сурами иранский шах приказал разрушить все крепости, которые поддерживали мятежных восставших. В Сурами разрушили южную часть крепости, но позднее ее восстановили, так как такой важный стратегический пункт не мог долго оставаться в запустении. Только в XIX веке Сурамская крепость утратила свое значение, после чего начала приходить в Упадок и постепенно разрушаться.
Оставьте нам заявку на любой тур или пожелания по отдыху в Грузии